Родительский лекторий: «Прокуратура как гарант обеспечения прав и свобод граждан»

В нашей стране органом, призванным обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, является прокуратура.

В ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура определена как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

При этом органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, органами управления и контроля, их должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу закрепленных полномочий и возложенных обязанностей в органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения физических и юридических лиц, содержащие сведения о нарушениях закона. Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам закреплено также и в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Как свидетельствует практика, за период действия Кодекса РФ об административных правонарушениях (с 1 июля 2002 г.) количество поступающих в прокуратуру жалоб и обращений на действия органов и должностных лиц, применяющих меры административного воздействия, увеличивается из года в год. Всего за последние три года около 32 тыс. граждан нашли защиту от произвола чиновников в органах прокуратуры.

Защита и восстановление нарушенных прав граждан происходят в основном путем принятия по результатам рассмотрения обращений таких мер прокурорского реагирования, как внесение представления об устранении нарушений закона, и (или) принесения протеста на противоречащее закону постановление по делу об административном правонарушении.

Протест приносится вышестоящему должностному лицу и подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме, который, в свою очередь, информирует заявителя об итогах проведенной по его обращению проверки.

Таким образом, протест прокурора является самой эффективной и быстрой мерой реагирования на выявленные нарушения закона, защиты прав и законных интересов граждан.

С учетом ограниченных сроков, установленных законом для принесения прокурором протеста, а также необходимости проведения проверки по поступившей жалобе, запроса и изучения материалов дела об административном правонарушении гражданам при обращении в органы прокуратуры целесообразно в своих заявлениях максимально полно отражать обстоятельства совершенного правонарушения, конкретизировать доводы, послужившие основанием для обращения в органы прокуратуры, приобщать копию вынесенного решения.

Кроме того, прокурор вправе опротестовать не только не вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания, постановление о прекращении производства по делу или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, но и вступившее в законную силу постановление по делу.

Право принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям. А пересматривать вступившие в законную силу постановления по делам об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместители, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители.